Человек легенда

Есть люди, а точнее были и есть люди, которые остаются в памяти людей и  не  только родственников, родных и близких, но и в памяти народа. Одним из таких, я считаю, был Евгений Иванович Володько.

Мы с ним хорошо дружили, контактировали, старались сделать всё для того, чтобы люди на Белорусской железной дороге чувствовали  себя получше  в то труднейшее экономическое  время, когда он занимал пост начальника Белорусской железной дороги.

Советовались, я  помню, он очень чётко ставил вопрос о дисциплине, и мы помогли ему изучить ситуацию, связанную с пьянством, с  прогулами, с браком в работе, провели соответствующие  встречи в рабочих коллективах. И на лицо было сразу улучшение дисциплины и улучшение качества работы дороги.

Евгений Иванович был  новатор. Он искал постоянно какие-то новые пути, делал постоянно   какие-то новые  шаги, чтобы предприняв их добиться улучшения деятельности Белорусской железной дороги.

Он построил  очень  много объектов, очень нужных и в Барановичах, и в  Лиде, и в  Орше и  в других городах, которые  и сегодня достойно   служат  экономике нашей  Белорусской железной дороги.

По натуре  Евгений Иванович был человеком мягким, внимательным к людям. Не зря  он возглавлял определённое время  и профсоюзную организацию Белорусской железной дороги.

Вникая в дело,  в судьбу любого человека там, где ему, этому человеку, было трудно, он всегда по возможности старался  помочь.

Откровенный, открытый человек  он  был  всегда  честен в разговоре с людьми, не занимался, скажем,  рассказами о светлом будущем, а действительно работал на это светлое будущее, и в первую очередь,  для того, чтобы Белорусская железная дорога процветала.

 Я помню,  как с  большим уважением относился к нему министр путей сообщения Советского Союза, бывая здесь, а он был несколько раз.  Он не скрывал своего доброго отношения к Евгению Ивановичу,  потому что видел, что руководитель Белорусской железной дороги — один из лучших в отрасли на всём пространстве великого Союза советских социалистических республик.

Евгений Иванович был очень восприимчив к какой-то беде человеческой, старался поддержать, поговорить, побыть,  принять участие. И я очень был рад нашим добрым отношениям, я бы сказал — дружбе, и  ценил это, и чувствовал, что он со своей стороны это тоже  ценит.

То время, когда я возглавлял Управление внутренних дел на транспорте, относится  к исключительным сложностям, с растаскиванием  государственного имущества, с преступлениями на подвижном составе, как пассажирском, так и грузовом. Похищали грузы  из контейнеров путём взлома, обкрадывали пассажиров, грабили, даже были убийства. Евгений Иванович со всей  серьёзностью  относился к любой просьбе правоохранительных органов на транспорте и старался, чтобы порядок был наведен.

Я помню даже элементарный  пример: очень была развита кража из вагонов СВ , когда преступники открывали с помощью линейки защёлку на дверях купе  Мы долго думали что можно предпринять. Человек спит, а когда  просыпается, защёлка, самая надёжная казалось бы, открыта…  хотя перед сном человек её закрывал. Крали всё, что попадалось под руку. Открывали дверь в купе, как оказалось,  с помощью обычной металлической линейки, которую просовывали между дверьми и стенкой купе. Тут же был разработан  механизм, казалось бы элементарный, вставка между открытой защёлкой и её основанием. Эта вставка позволяла уже не открыть со стороны коридора купе. Евгений Иванович радовался как ребёнок, что сразу же сократились на огромное количество такие преступления. И он был действительно рад, что навёл первый порядок. Я помню, когда мы ехали поездом из Москвы в Ярославль и я увидел такие же приспособления в вагоне СВ поезда российских железных дорог. Спросил: откуда это у вас? Так даже проводница знала, что это-изобретение Белорусской железной дороги и назвала фамилию Володько, и  это было очень приятно. Вот отзвуки новаторской работы Евгения Ивановича. Такие же приспособления мы встречали, когда ехали в Белгород. Евгений Иванович всегда очень интересовался новинками и в то же время я помню его мучительные переживания о том, что творилось в стране. Порой, когда он размышлял, пробегала нотка тяжёлого раздумья и даже растерянности. Что делается со страной и что надо предпринять.

Я помню, как некоторые новоиспечённые депутаты во время этого сложного времени, когда только развалился ещё Советский Союз, а республика только ещё начала своё становление  бросились к нему: давай нам возможности возить нефть, давай нам  возможность возить зерновые с Украины, в общем,   пытались заниматься бизнесом для себя, а не для страны. Евгений Иванович, помню,  пришёл ко мне с раздумьем, — Вы понимаете, говорит, это же известные депутаты лезут! Я ему сказал: Евгений Иванович, а Вы — самый известный человек. Ну, пришли известные, а Вы — более известный, Вы руководите огромной отраслью и поступаете так, как считаете нужным, а как Вы поступите, я не сомневаюсь. И он  жёстко перекрыл эти каналы, не дал людям воспользоваться тяжёлым положение в стране и  нажиться им  на этом не дал. А речь шла о многомиллионных в долларовом исчислении прибылей. Он служил Родине, он служил народу и не жалел ни  себя, своего здоровья, поэтому наверное так рано ушёл из жизни. Старался как пелось в нашей известной песне думать с начала о Родине, а потом о себе. Он действительно человек того времени, когда люди старались всё сделать для других людей, ради своей страны, а потом уже подумать в какой-то степени о себе и о своей семье. Работа, служба народу — это было его кредо и его правило. Вспоминая о нём, об этом светлом, богатой  души человеке, я не могу не преклонить голову перед его памятью.

Спасибо городу Минску за то, что назвали одну из улиц города его именем, инициатива, я знаю, была Белорусской железной дороги. Коллектив, с которым он работал, помнил его и я уверен, помнит его и сейчас. А легенды, как известно, передаются из поколения в поколение. Легенда о Евгении Ивановиче Володько, я уверен, будет жить ещё долго. И это будет не просто легенда надуманная, это будет  рассказ и память  о человеке, который  по-настоящему служил Родине, не жалел ни себя, ни своего здоровья, ни своей  жизни  для того, чтобы крепла его родная страна и крепла его родная  магистраль — Белорусская железная дорога.

Николай Иванович Чергинец, председатель  Союза писателей Республики Беларусь

Читать далее