Человек легенда
Есть люди, а точнее были и есть люди, которые остаются в памяти людей и не только родственников, родных и близких, но и в памяти народа. Одним из таких, я считаю, был Евгений Иванович Володько.
Мы с ним хорошо дружили, контактировали, старались сделать всё для того, чтобы люди на Белорусской железной дороге чувствовали себя получше в то труднейшее экономическое время, когда он занимал пост начальника Белорусской железной дороги.
Советовались, я помню, он очень чётко ставил вопрос о дисциплине, и мы помогли ему изучить ситуацию, связанную с пьянством, с прогулами, с браком в работе, провели соответствующие встречи в рабочих коллективах. И на лицо было сразу улучшение дисциплины и улучшение качества работы дороги.
Евгений Иванович был новатор. Он искал постоянно какие-то новые пути, делал постоянно какие-то новые шаги, чтобы предприняв их добиться улучшения деятельности Белорусской железной дороги.
Он построил очень много объектов, очень нужных и в Барановичах, и в Лиде, и в Орше и в других городах, которые и сегодня достойно служат экономике нашей Белорусской железной дороги.
По натуре Евгений Иванович был человеком мягким, внимательным к людям. Не зря он возглавлял определённое время и профсоюзную организацию Белорусской железной дороги.
Вникая в дело, в судьбу любого человека там, где ему, этому человеку, было трудно, он всегда по возможности старался помочь.
Откровенный, открытый человек он был всегда честен в разговоре с людьми, не занимался, скажем, рассказами о светлом будущем, а действительно работал на это светлое будущее, и в первую очередь, для того, чтобы Белорусская железная дорога процветала.
Я помню, как с большим уважением относился к нему министр путей сообщения Советского Союза, бывая здесь, а он был несколько раз. Он не скрывал своего доброго отношения к Евгению Ивановичу, потому что видел, что руководитель Белорусской железной дороги — один из лучших в отрасли на всём пространстве великого Союза советских социалистических республик.
Евгений Иванович был очень восприимчив к какой-то беде человеческой, старался поддержать, поговорить, побыть, принять участие. И я очень был рад нашим добрым отношениям, я бы сказал — дружбе, и ценил это, и чувствовал, что он со своей стороны это тоже ценит.
То время, когда я возглавлял Управление внутренних дел на транспорте, относится к исключительным сложностям, с растаскиванием государственного имущества, с преступлениями на подвижном составе, как пассажирском, так и грузовом. Похищали грузы из контейнеров путём взлома, обкрадывали пассажиров, грабили, даже были убийства. Евгений Иванович со всей серьёзностью относился к любой просьбе правоохранительных органов на транспорте и старался, чтобы порядок был наведен.
Я помню даже элементарный пример: очень была развита кража из вагонов СВ , когда преступники открывали с помощью линейки защёлку на дверях купе Мы долго думали что можно предпринять. Человек спит, а когда просыпается, защёлка, самая надёжная казалось бы, открыта… хотя перед сном человек её закрывал. Крали всё, что попадалось под руку. Открывали дверь в купе, как оказалось, с помощью обычной металлической линейки, которую просовывали между дверьми и стенкой купе. Тут же был разработан механизм, казалось бы элементарный, вставка между открытой защёлкой и её основанием. Эта вставка позволяла уже не открыть со стороны коридора купе. Евгений Иванович радовался как ребёнок, что сразу же сократились на огромное количество такие преступления. И он был действительно рад, что навёл первый порядок. Я помню, когда мы ехали поездом из Москвы в Ярославль и я увидел такие же приспособления в вагоне СВ поезда российских железных дорог. Спросил: откуда это у вас? Так даже проводница знала, что это-изобретение Белорусской железной дороги и назвала фамилию Володько, и это было очень приятно. Вот отзвуки новаторской работы Евгения Ивановича. Такие же приспособления мы встречали, когда ехали в Белгород. Евгений Иванович всегда очень интересовался новинками и в то же время я помню его мучительные переживания о том, что творилось в стране. Порой, когда он размышлял, пробегала нотка тяжёлого раздумья и даже растерянности. Что делается со страной и что надо предпринять.
Я помню, как некоторые новоиспечённые депутаты во время этого сложного времени, когда только развалился ещё Советский Союз, а республика только ещё начала своё становление бросились к нему: давай нам возможности возить нефть, давай нам возможность возить зерновые с Украины, в общем, пытались заниматься бизнесом для себя, а не для страны. Евгений Иванович, помню, пришёл ко мне с раздумьем, — Вы понимаете, говорит, это же известные депутаты лезут! Я ему сказал: Евгений Иванович, а Вы — самый известный человек. Ну, пришли известные, а Вы — более известный, Вы руководите огромной отраслью и поступаете так, как считаете нужным, а как Вы поступите, я не сомневаюсь. И он жёстко перекрыл эти каналы, не дал людям воспользоваться тяжёлым положение в стране и нажиться им на этом не дал. А речь шла о многомиллионных в долларовом исчислении прибылей. Он служил Родине, он служил народу и не жалел ни себя, своего здоровья, поэтому наверное так рано ушёл из жизни. Старался как пелось в нашей известной песне думать с начала о Родине, а потом о себе. Он действительно человек того времени, когда люди старались всё сделать для других людей, ради своей страны, а потом уже подумать в какой-то степени о себе и о своей семье. Работа, служба народу — это было его кредо и его правило. Вспоминая о нём, об этом светлом, богатой души человеке, я не могу не преклонить голову перед его памятью.
Спасибо городу Минску за то, что назвали одну из улиц города его именем, инициатива, я знаю, была Белорусской железной дороги. Коллектив, с которым он работал, помнил его и я уверен, помнит его и сейчас. А легенды, как известно, передаются из поколения в поколение. Легенда о Евгении Ивановиче Володько, я уверен, будет жить ещё долго. И это будет не просто легенда надуманная, это будет рассказ и память о человеке, который по-настоящему служил Родине, не жалел ни себя, ни своего здоровья, ни своей жизни для того, чтобы крепла его родная страна и крепла его родная магистраль — Белорусская железная дорога.
Николай Иванович Чергинец, председатель Союза писателей Республики Беларусь